Древнейший обычай японского народа - чайный обряд.
"Тядо" - в буквальном значении "путь чая" или "тяною" - "чайное действо" в значительной степени содержат в себе элементы духовного и эстетического характера. Старинный этот церемониал искони рассматривается в Японии как своеобразный путь просветления и чистоты, как средство проникновенного постижения законов природы и окружающего мира. "Тядо" и "тяною", относящиеся к числу наиболее самобытных и фактически уникальных искусств японцев, играют весьма существенную роль в их духовной и художественной жизни на протяжении свыше четырехсот лет. "Ничто так тесно не взаимосвязано с искусством и художественным ремеслом Японии, как тяною, эстетическое времяпровождение за приготовлением зеленого чая в утонченной атмосфере"
"Встреча за чаем, - пишет Кавабата, - та же "встреча чувств"... Кстати, если вы найдете в моей повести "Тысяча летящих журавлей" желание показать внешнюю и внутреннюю красоту чайной церемонии, вы ошибетесь. Я скорее там скептически настроен и решил поделиться своими опасениями и предостережениями против той вульгарности, в которую впадают нынешние чайные церемонии..."
Авторское это признание весьма существенно. Оно как бы говорит нам о том, что в постоянном и горьком брожении человек обретает новый опыт и знания, которые помогают ему не утрачивать связи с реальностью и углубляют правду его исканий.
Еще древние японцы придавали большое значение обстановке, в которой совершался чайный обряд. Наиболее удобным местом считались укромные, тихие уголки, окруженные зарослями молодого бамбука, живописные беседки среди лотосовых цветов, под навесом изумрудно-зеленых глициний или под древними соснами. Однако среди "тясицу" - "чайных комнат" - наибольшей славой пользуются старинные места, где зарождалась и развивалась традиция тяною; знаменитым тясицу, например, считается вилла Ёсимаса (1435-1490), восьмого сёгуна из династии Асикага, расположенная в северо-восточной части древней столицы Киото. На этой вилле, построенной в 1437 году мастером Сюко (1422-1502), считающимся одним из основоположников чайного церемониала, утверждались эстетические принципы тяною. Эта вилла сохранилась в хорошем состоянии и носит имя "Гинкакудзи", или "Серебрянный павильон". Принципы утонченности и целомудренной простоты тяною получили дальнейшее развитие в школах таких мастеров, как Дзёо (1503-1555), Сэн-но Соэки (1521-1591), известного также под именем Рикю. Они и ныне лежат в основе современного чайного церемониала в Японии.
Примечательно высказывание крупного деятеля японского искусства Окакура Какудзо "Книге о чае" (1906), где он стремится доказать, что не "путь самураев", а эстетика "чайного пути" наилучшим образом раскрывает природу японского народа.
Иностранный обыватель в своем самодовольстве, писал Окакура Какудзо, видит в чайном обряде лишь еще один пример тысячи и одной странности, которые составляют непостижимость и ребячливость Востока. Прежде чем смеяться над чайным обрядом, стоит подумать, как, в сущности, мала чаша человеческих радостей и сколь мудры те, кто умеет ее заполнить. Чайный обряд для японца - это религия. Это обожествление искусства жить. "Иностранные обыватели, - отмечал далее автор, - называли нас варварами, пока мы целиком предавались мирному искусству , но с тех пор, как Япония устроила кровавую бойню невиданного размаха на полях Маньчжурии, они называют ее цивилизованной страной. В последнее время много стали говорить о "пути самураев" - "бусидо", но почти никто не обращает внимания на "тядо". "Путь самураев" - это искусство смерти, оно учит наших солдат умирать в ложном воодушевлении. Искусством жизни является тядо. Если цивилизованность зависит от успеха кровавых войн, мы скорее согласимся остать варварами" (1956)
Согласно философии дзэн, идеал которой - достижение однобытия с миром природы, смысл чайного действа в ощущении свободы, независимости от времени и пространства. Это как бы позволяет возвыситься над бытием, постигнуть и проникнуть в незримое. Чайный церемониал, отмечает в своей аналитической статье Т.Григорьева, не только возможность слияния с природой, это способ приобщить человека к добру. Те четыре традиционных для тядо принципа, о которых напоминает Кавабата - "гармония, почтительность, чистота и спокойствие", - опираются на основополагающий постулат: человеческая природа изначально "добра".
#Чай #Япония #Айкидо #Чайный #Будо #Воин #Восток #Восход #Жизнь #Интересно #репост